Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный сайт администрации Екатериновского муниципального района
Четверг, 9 Октября 2025

Защита прав потребителей 15.03.2018

Защита прав потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта. Эта дата выбрана не случайно, ведь именно 15 марта 1961 года американский президент Джон Кеннеди на своём выступлении в Конгрессе сформулировал четыре правила потребителя, которые и легли в основу законодательства многих стран.
Итак, первое, на что имеет право современный потребитель, это безопасность. К ней добавляется право на информацию, на выбор, а также право быть услышанным. Четыре других права были добавлены к этому списку чуть позднее: права на возмещение ущерба, удовлетворение базовых потребностей, потребительское образование и здоровую окружающую среду.
В международный календарь день защиты прав потребителей вошел в 1983 году, и тогда же он был впервые отмечен. В нашей стране это событие не праздновали вплоть до 1992 года, когда был принят закон о защите прав потребителей.
С 1990 года существует Союз потребителей Российской Федерации. За несколько десятилетий его работы более миллиона граждан России обратилось в эту организацию и получило квалифицированную помощь.
Всемирный день защиты прав потребителей в 2018 году проходит под девизом: «Making digital marketplaces fairer» — «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
В 2017 году Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International — CI) также сосредоточила внимание общественности на электронной коммерции, когда в качестве девиза был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» — «Потребительские права в цифровую эпоху».
В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.
Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. В нашей повседневной жизни уже можно найти немало ее примет и областей применения. Уже есть сформированное направление государства по цифровизации экономики, получению государственных услуг и не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета, а экономистам давно известен термин «цифровизация предприятия». Россия не стоит в стороне от мирового процесса цифровизации и исходит из того, что создание цифровой экономики повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.
Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения онлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет».
При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.
В преддверии Всемирного дня прав потребителей, который отмечается ежегодно 15 марта, организована работа Всероссийской горячей линии по защите прав потребителей.
В период с 12 по 26 марта специалисты в Консультационных центрах для потребителей при Центрах гигиены и эпидемиологии, а также Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проконсультируют граждан по вопросам приобретения товаров и услуг, в том числе через интернет, решении вопросов защиты своих прав в различных жизненных ситуациях.

Информация о телефонах «горячих линий»:
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 69:
Консультационный центр: 8-8452-39-49-01.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области: г. Саратов, ул. Вольская, д. 7:
«Горячая линия» по тел.: 8 800 100 18 58 (звонок бесплатный с любого телефона).
Северо-Западный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области (г. Аткарск, ул. Ленина, д. 100): 845(52) 3-28-64.
15 марта 2018 года в Северо-Западном территориальном отделе Управлении Роспотребнадзора по Саратовской области с 9:00 до 17:00 проводится «День открытых дверей для потребителей». Специалисты территориального отдела будут консультировать всех обратившихся по актуальным вопросам защиты прав потребителей, в том числе о правах потребителя при дистанционном приобретении товаров и услуг. Граждане смогут безвозмездно получить консультации по всем спорным ситуациям, связанным с приобретением товаров и услуг, помощь в составлении претензий и исковых заявлений.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» совместно с общественными объединениями потребителей традиционно проводят мероприятия, посвященные празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей, конкурсы рисунков среди учащихся в возрасте до 14 лет.
Роспотребнадзор приглашает жителей Саратовской области, представителей общественных объединений по защите прав потребителей, средств массовой информации принять участие в мероприятиях, посвященных празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей.
С информацией о проведении мероприятий можно ознакомиться на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области:gigiena-saratov.ru, на сайте Управления Роспотребнадзора по Саратовской области: 64.rospotrebnadzor.ru.


В 2017 году в Северо-Западный ТО Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Екатериновском районе по вопросам защиты прав потребителей поступило 8 письменных обращений (в 2016 году – 6).


Основную массу обращений составляют обращения по вопросам и спорным ситуациям, возникающим в сфере розничной торговли, общественного питания, в т.ч. по возврату денежных средств. Все обращения были рассмотрены в установленные сроки, заявителям даны разъяснения, контрольно-надзорные мероприятия в 2017 году не проводились. 


В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с января 2017 года изменились требования к рассмотрению Роспотребнадзором обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно новой редакции подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении факта того, что до обращения в Роспотребнадзор он "обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены".
Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.
Северо-Западный территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Саратовской области информирует о работе государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zpp.rospotrebnadzor.ru/. На портале Вы сможете ознакомиться с нормативной базой по защите прав потребителей, включая международные и региональные нормативные правовые акты, с информацией о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, в блоке «Справочная информация» размещены памятки и алгоритм действий потребителя при возникновении спорных ситуаций в различных сферах потребительского рынка, представлены образцы претензионных и исковых заявлений. В открытом доступе размещены сведения о результатах проведенных проверок, при этом отдельного внимания заслуживают сведения о случаях нарушений требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям.
Для просмотра материалов по защите прав потребителей в Саратовской области необходимо переходить в региональный раздел.


Возврат к списку