День российского предпринимательства
Ежегодно 26 мая в России отмечается День российского предпринимательства. Этот профессиональный праздник был установлен указом президента России 21 октября 2007 года.
Целью Дня российского предпринимательства является привлечение внимания общественности к вопросам развития российской экономики, проблемам среднего, малого и крупного бизнеса.
Российский закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ныне действующий Гражданский кодекс РФ называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.
Появление этого праздничного дня стало естественным следствием экономических перемен в российской экономике в последние десятилетия и признанием того факта, что предпринимательская деятельность является основой развития страны.
Предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, и формирует социальный слой общества.
В 2018 году удельный вес прибыльных малых предприятий составил 79,7%, убыточных – 20,3%. Удельный вес средних предприятий составил 77,7% и 22,3% соответственно.
Согласно данным Росстата, в 2019 году в России насчитывалось 245,5 тысячи организаций, осуществляющих розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), а также более 1,19 миллиона индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих розничную торговлю.
По данным Федеральной налоговой службы России, на май 2020 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрированы более 2,57 миллиона юридических лиц и 3,46 миллиона ИП.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов государственной стратегии экономического развития.